Лубки, лубочные картинки, лубочные листы, потешные листы, простовики) — недорогие картинки с подписями (в основном, графическими), предназначенные для массового распространения. Этот род незатейливого и грубоватого искусства для массового потребления получил широкое распространение в России в 17 — начале 20 вв.
Лубки были доступны по цене даже самым несостоятельным покупателям, отличались доходчивостью текстов и изобразительного ряда, а также яркостью красок. В Российском государстве первые лубки печатались в начале XVII века в типографии Киево-Печерской лавры. В Москве распространение лубочных картинок началось с царского двора. В 1635 для 7-летнего царевича Алексея Михайловича в Овощном ряду на Красной площади были куплены так называемые «печатные листы», после чего мода на них пришла в боярские хоромы, а оттуда — в средние и низшие слои горожан, где лубок обрел признание и популярность примерно к 1660-м. Среди основных жанров лубочных листов вначале бытовал лишь религиозный. Изображения святых на бумажных листах продавали в изобилии у Спасских ворот Кремля и в Овощном ряду московского торга.
Постепенно среди лубочных картинок, помимо религиозных сюжетов (сцен из житий святых и Евангелия), появляются иллюстрации к русским сказкам, былинам, переводным рыцарским романам (о Бове Королевиче, Еруслане Лазаревиче), историческим сказаниям (об основании Москвы, о Куликовской битве) и народным песням.
Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краской доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины. Отпечатанные таким способом на серой дешевой бумаге картинки назывались «простовики». Их отвозили в подмосковные и владимирские деревни, где специальные артели, состоящие из женщин и детей, занимались раскраской лубка. Позднее появился более совершенный способ изделия лубочных картин: художники-граверы тонким резцом на медных пластинах гравировали штриховкой рисунок, со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске. Способ расцветки картин оставался тот же.
Во второй половине XIX веке одним из крупнейших производителей и распространителей печатного лубка был И. Д. Сытин. Его первые литографские лубки назывались: «Петр I за учителей своих заздравный кубок поднимает», «Как Суворов играет в бабки с деревенскими ребятишками, «Как наши предки славяне крестились в Днепре и свергали идола Перуна». А в 1882 году в Москве на Всероссийской художественно-промышленной выставке за лубки («образцы очень дешевых хромолитографированных работ») И. Д Сытин получил диплом и бронзовую медаль.
Альбом с популярными в России лубками (до 1860 г.) был издан к одной из заграничных выставок. В нем собраны лубки-простовики: на бумаге печатался только черный контур рисунка, затем он раскрашивался вручную, крестьянками. Краски делали из подручных материалов, например, из яичного желтка и лукового отвара. Вместо кистей использовали заячьи лапки. Чтобы заработать, таких картин нужно было раскрасить несколько тысяч. Краска наносилась крупными мазками и не совпадала с контурами рисунка. Крестьянки считали, что главное в их ремесле — это яркие цвета и быстрый темп работы. Для покупавших картинки-лубки крестьян они исполняли роль газеты, книги и даже наставника.
Сюжеты лубков были самые разные: сказочные, исторические, политические, бытовые. Например, назидательные:
Лубок «Ступени человеческого века»
Лубок «Рачительное домоводство»
Сообщали лубки и о событиях государственной важности — войнах и героях военачальниках:
Лубок «Генерал-лейтенант Иван Никитич Скобелев»
Лубок «Вылазка из Севастополя»
Лубочная картина немало послужила и отечественной истории:
Лубок «Примерный поступок солдата, который спас жизнь Петра Великого»
Лубок «Суворов Рымникский»
Лубок «Ермак Тимофеевич покоритель Сибири»
Лубок «Петр I»
Были лубки с изображением императорских особ, лубки с важными текстами документов:
Лубок «Николай I император и самодержец всероссийский»
Лубок «Высочайший манифест»
Были и сатирические картины, рассказывающие об историческом прошлом страны. Одна из самых известных — «Погребение кота»:
«Написана она, быть может, человеком старой веры под впечатлением петровских гонений на старину вообще и на старообрядцев в особенности. Как полагают, картина появилась вскоре после смерти Петра изображенного в виде огромного усатого кота, лежащего на санях со сложенными на груди лапами. В задке саней, держась за хвост усопшего, сидит кошка, а вместо лошадей запряжен шестерик мышей. Мышь же исполняет обязанности кучера. Мыши составляют и похоронную процессию, и каждая держит в лапках какой-нибудь символический предмет, намекающий на Петрово время». Внизу — любопытная сатирическая надпись.
Большой успех имели сатирические картины, затрагивающие деревенский быт:
Лубок «Урок мужикам-простакам и женам — щеголихам»
«Пришел в деревню офеня-коробейник и сообщил, что в России провели „чугунку“ — железную дорогу, которая „сама собой, без лошадей ходит“. И опять в подтверждение своих слов, чтобы люди не считали его вралем, показал картинку с изображением поезда, да еще со стихами»:
Лубок «Железная Дорога»
С охотой покупались картины с изображением героев народных сказок и былин:
Изображались на картинках и бытовые сцены, например, про нарушителей общественного спокойствия буянах-драчунах:
Лубок «Кулачные бойцы»
Но, пожалуй, самым большим успехом пользовались лубки на тему народных песен. Их яркость и простота привлекала народ:
scheduleВремя работы:
place125009, Москва, Тверская, 14
Проезд: м. Пушкинская, Тверская, Чеховская