В истории нашей страны были десять дней, которые, по выражению Д. Рида, "потрясли мир" [Великая Октябрьская социалистическая революция]. В русской литературе есть одна книга, которая, по мнению многих современников, совершила переворот не только в искусстве, но и умах целого народа и даже мира [роман Николая Островского "Как закалялась сталь"]. В ноябре 2017 года Государственный музей – культурный центр "Интеграция" имени Н.А. Островского представляет выставку, которая продемонстрирует устойчивость личности в эпоху перемен [и непременно потрясет каждого посетителя].
Основная идея выставки – по-новому отразить культурный послереволюционный феномен, риторику эпохи перемен, где все люди равны и объединены единым ощущением трудностей и потрясений. "Эпоха перемен – это фон, на котором развернутся самые разные истории [в том числе истории людей с инвалидностью], - рассказывают кураторы выставки, - экспонаты расскажут о сложных судьбах великих людей, принявших революцию и не важно, приняла ли их сама революция или нет".
Причудливое, гротескное слияние старого и нового продемонстрируют плакаты 20-х гг. ХХ века, названия которых говорят за себя и словно стирают грань между искусством и повседневной жизнью: "Дорогу нашему крестьянскому хлебу!", "Палачи терзают Украину!", "Да здравствует освобожденный труд!", "Хлеб и уголь", "Польша - последняя собака Антанты". Некоторые из них актуальны по сей день и часто используются в агитационной политике. Визуальным историческим портретом художественной и культурной жизни столицы того времени стали фотоматериалы, представленные РГАСПИ.
Отдельным тематическим блоком показаны эскизы Владимира Стенберга, мастера конструктивизма, к театральной постановке "Одна жизнь" Всеволода Мейерхольда по роману романа Н. Островского "Как закалялась сталь". Интересны характерные фотографии самого режиссёра, предоставленные Театральным музеем им. А.А. Бахрушина. Дополнят художественный образ эпохи рукописные журналы 30-х гг., рисунки на производственную тематику, агитационный фарфор с пионерской символикой из коллекции музея Н.А.Островского.
Театральную тематику продолжает комплекс, посвященный первому кукольному театру в России художников Нины Яковлевны Симонович-Ефимовой и Ивана Семеновича Ефимова, предоставленный Музеем Ефимовых-Голицыных. На выставке экспонируются уникальные предметы: оригинальные куклы и эскизы к ним, афиши театральных постановок, фотографии из семейного архива. Особый интерес представляет кукла "Большой Петрушка", выполненная в человеческий рост. "Петрушка, как известно, был исконно русским уличным героем, - рассказывают кураторы выставки, и отчасти первым "революционером".
"Каждой эпохе свойственна своя стилистика, свой особый, неповторимый образ детства, - рассказывают кураторы выставки, в 20-е гг. понятие детства исчезает, поскольку дети наравне со взрослыми участвовали в построении нового общества". Тема молодежного движения того времени – пионерии – будет раскрыта экспонатами ГБПОУ г. Москвы "Воробьевы горы". Они несут в себе настрой и стилистику целой эпохи.
"Этот выставочный проект о судьбах людей, которые стали едины [равны] во время общей трагедии, потрясений и трудностей [революции]".
Соорганизаторы и участники выставочного проекта:
scheduleВремя работы:
place125009, Москва, Тверская, 14
Проезд: м. Пушкинская, Тверская, Чеховская