К 100 - летию Октябрьской революции, ставшей одним из знаковых мировых событий ушедшего ХХ века.
Виртуальный проект «Портрет эпохи перемен» представляет собой попытку показать сложный «срез» искусства 20-30-х годов XX века в период становления «нового общества», сформировавшегося в эпоху гражданской войны, где старое и новое - рядом.
Фарфоровая статуэтка работы Н.Я. Данько "З. Н. Райх в спектакле "Дама с камелиями" – это подарок Н. А. Островскому от актрисы Зинаиды Райх. Скульптор изобразила актрису в роли Маргариты Готье в спектакле "Дама с камелиями" (самый известный спектакль В.Э. Мейрхольда 1930-х гг.).
З.Н. Райх была актрисой революционного театра, несла в себе заряд стихии и внутренней силы. И с одной стороны выбор такого репертуара режиссером кажется странным.
Возможно эта попытка возвращения к классике, следствие давней мечты З.Н. Райх сыграть, как во МХАТе. С другой стороны, Мейрхольд угадал, т.к. история простой человеческой любви пользуется необычной популярностью у рядового советского зрителя тех лет.
Под глубоким впечатлением от постановки спектакля, Н.Я. Данько создала образ главной героини в двух вариантах.
Бывая часто в гостях у Н.А. Островского на Тверской (тогда - ул. Горького) В.Э. Мейерхольд и З.Н. Райх преподнесли Островскому один из двух вариантов статуэтки в подарок.
Позднее, в одном из писем Зинаида Райх отмечает: "Замечательный и любимый отныне писатель Островский Николай, шлю Вам сердечный мой привет! Я счастлива, что театр будет ставить Вашу вещь "Как закалялась сталь".
Неподдельный интерес представляет драматическая судьба постановки пьесы "Одна жизнь" авангардного режессера В.Э. Мейрхольда (1874-1940) по роману Н.А. Островского "Как закалялась сталь", показанной через эскизы В.А. Стенберга (1899-1982).
«Я имел однодневную беседу со Львом Толстым, много беседовал с Антоном Чеховым и Николая Островского я ставлю третьим. Такая необычная культура, такое необычайное проникновение в правду жизни, такая способность понимания, что такое искусство». Всеволод Мейерхольд
В.Э. Мейерхольд хотел, чтобы спектакль был монументальным и поэтическим одновременно. Он сотрудничает с одним из братьев Стенберг, Владимиром. Незадолго до этого, братья Стенберг объявили традиционные формы искусства "вне закона".
В.А. Стенберг. "Совещание в губкоме". Эскиз к спектаклю В.Э. Мейрхольда "Одна жизнь" по роману Н. А. Островского "Как закалялась сталь" (авторское повторение эскизов 1930-х гг.) 1977г.
В.А. Стенберг используют необычные ракурсы, прямую и обратную перспективы, что помогает ему точно передать мысль режиссера. Хорошо ему удается передача динамики и движение эпохи с её характерным призывом «Время, вперед!».
Спектакль "Одна жизнь" так и не увидел сцены. После генерального показа руководству Комитета по делам искусств при Совнаркоме в ноябре 1937 года, был вынесен такой вердикт: "…спектакль – это клевета на страну, комсомол, партию".
На выставке представлены интереснейшие плакаты 20-х гг. На плакатах причудливо сочетается изображение старого и нового, символические события и конкретные сюжеты. Современники называли политически ориентированный плакат того времени "уличной картиной" или "современной иконой" наполненной новой идеологией - "Труд, техника, организация!".
Н.Н. Когоут, как и многие его современники мечтал поставить искусство на службу новому, справедливому строю.
Н.Н. Когоут "Да здравствует освобожденный труд". Плакат. 1923г.
Название плаката "Да здравствует освобожденный труд" (1923г.), возможно, отсылает нас к роману "Arbeit macht frei" ("Труд освобождает") Лоренца Диффенбаха (1872г.).
Идея "свободного труда" была невероятно популярна на стыке двух веков, а позднее, использовалась в качестве лозунга программы общественных работ, направленных на устранение безработицы.
Зрителю не сразу открывается проблематика, отраженная на плакате (1923г.). Как муравьи, солдаты с красными знаменами, выстраиваются в коммунистический символ - пятиконечную звезду. Верхнее острие звезды направленно на черное знамя, на котором, если присмотреться, изображена белая птица, чем-то похожая на орла. Такой орел, только черный на белом фоне изображался на флагах Австрийской республики, образованной после распада Австро-Венгерской империи.
По одной из версий, на плакате изображена летняя резиденция императорской династии Габсбургов - Шёнбрунн, как символ уходящей эпохи. Именно на императорский дворец идут войска только созданного СССР, для того чтобы отстоять интересы австрийского народа, т.к. разразившийся кризис, в Австрии заставил ее взять, в тот период времени международный займ, что сократило выплату пособий по безработице и ухудшило положение трудящихся.
В виртуальном зале можно увидеть редкие экспонаты, представляющие первый в России кукольный театр Н.Я. и И.С. Ефимовых из коллекции Музея Голицыных – Ефимовых, ставший основой школы профессионального режиссерского театра кукол в России.
"До Октябрьской революции мы знали длинноносого Петрушку, обитателя ярмарок и базаров, задорного бунтаря. Он был любим многими, но его слова и поступки казались однообразными, варьировался один и тот же сюжет. Впервые в России Ефимовы создали кукол для совершенно другого репертуара — большого, полноценного, зажигающе разнообразного; прибавили к народно-традиционной культуре своё глубокое миропонимание, постоянные поиски нового в содержании и форме." Наталия Сац.
Многие секреты их мастерства позднее воспринял в своем творчестве С.В. Образцов.
"Птица". Оформление фургона Кукольного театра Ефимовых. 1919 г.
Если спросить нас, современников, что характеризует эпоху 20-х, то многие бы, наверное, назвали красные звезды и агитационный фарфор.
Но, наряду со стремлением к новому, было востребовано народное искусство, народные традиции, а также русская классика. В театре Ефимовых присутствовали и Петрушка, известный в России с ХVII века, и Птица - славянский мифологический символ.
Отдельный тематический комплекс посвящен одному из основателей пионерского движения Иннокентию Жукову. Очень интересны и проникнуты глубоким психологизмом выполненные им скульптурные портреты детей.
В 1920-е гг. понятие детства исчезает, поскольку дети наравне со взрослыми должны были участвовать в построении нового общества. На них возлагались большие надежды, так как они ещё «не были испорчены прошлым, буржуазным строем».
И.Н. Жуков. "Пионерка". Гипс. 1920-е г.
Жуков стоит у истоков формирования человека с новым сознанием. Прежде всего, по его мнению, это должен быть человек - гуманист.
Уникальные подлинные материалы - документы, письма, альбомы, скульптуру- передала в Музей истории детского движения ГБПОУ города Москвы «Воробьевы горы» внучка Иннокентия Жукова, Инна Кирилловна Плотникова.
Любопытна история "Женского портрета" первой трети ХХ столетия, работы неизвестного художника, а точнее – художников, один из которых писал портрет еще в дореволюционное время, а двое остальных, один вслед за другим, в советский период "одели" прекрасную незнакомку в милицейский китель и изобразили красный стяг за ее спиной, с текстом "Долой наследие прошлого". Здесь старое и новое сочетаются буквально. Картина предоставлена на выставку из личной коллекции Т.П. Полякова.
Неизвестный художник. "Женский портрет". Первая треть ХХ века.
На виртуальной выставке можно увидеть "Календарь коммуниста"(1925г.).
Это небольшая книга карманного формата. Календарь снабжен обширными комментариями. Интересно просматривается на примере этой книги некоторая нелепость, несочетаемость двух разных миров, идеологий.
Еще не отработаны и жестко не регламентированы правила игры. Это произойдет гораздо позже, не случайно, наверное, календарь перестанет выходить в 1938г.
В "Календарь коммуниста" включены и базовые знания по астрономии, и революционные праздники, и церковные. Можно отметить уважительное отношение автора этого сборника к старинным традициям.
Если внимательно просмотреть "Табель-календарь на 1925 год", то всех праздников насчитывается восемнадцать. Из них "революционных" только семь. 1 мая и 7 ноября отмечались тогда по одному нерабочему дню.
Названия некоторых праздников ни о чем не говорят современникам. Так, например, 12 марта отмечалось Низвержение самодержавия, а 18 марта- День Парижской Коммуны.
Особыми днями отдыха считались 18, 19 и 20 апреля - Пасха и 28 мая-Вознесение Господне.
Конкретно в этом календаре 6 января- Крещение и 25 марта - Благовещение отмечены праздничными, но такое положение дел не всех устраивало и в некоторых календарях Крещение с Благовещением было заменено дополнительными выходными 2 мая и 8 ноября. Имело силу такое изменение только в Московской губернии.
Виртуальный выставочный проект "Портрет эпохи перемен" не ставит перед собой цель дать историческую или политическую оценку тому времени, он запланирован исключительно, как показ нового культурного послереволюционного феномена.
Участники: ФГБУК "Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина", ГБПОУ города Москвы «Воробьевы горы», РГАСПИ, ветераны пионерии и комсомола, частные коллекционеры, Домашний музей Ефимовых – Голицыных в «Красном доме».
scheduleВремя работы:
place125009, Москва, Тверская, 14
Проезд: м. Пушкинская, Тверская, Чеховская